Суббота, 20.04.2024, 06:54
Главная
Регистрация
Вход
Авторский проект Даркуса Нетова
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Стихи [58]
Мои стихи
Рецензии [39]
Рецензии, написанные мной, на фильмы и книги
Эссе [1]
Мои сочинения и эссе на вольные темы
Рассказы [3]
Короткие и длинные. На совершенно разные тематики. Связанные меж собой единым циклом или не связанные вовсе... Рассказы. Наброски. Очерки.
Другое [7]
Статьи [4]
Анонсы [1]
Наш опрос
Интересуетесь ли вы Русским наследием?
Всего ответов: 21
Мини-чат
Главная » Статьи » Литература » Рецензии

День, когда Земля остановилась: Страна смертных
Никогда еще не приступал к рецензии в таком душевной раздрае. Впрочем, начало положено опечаткой, а я всегда считал это хорошим признаком.

Множество грязи было вылито на "День" по всему миру. Такое множество что даже я, который никогда в жизни не прислушивался к чьему-то субъективному мнению, и то засомневался - а стоит ли смотреть? К тому же ДВД обещал выйти нескоро, так что о фильме я благополучно забыл. И совершенно зря.

На подшефном ресурсе, где я являюсь редактором, была выложена рецензия, которая пронзительным образом напомнила о давнем желании - оценить, что же такого ужасающего наснимал Ривз, что по поводу этой картины так долго плевались все кинокритики планеты.

Я посмотрел. И сейчас я хочу сделать следующее. То, чего я еще никогда не делал за всю свою недолгую, но активную практику рецензента-любителя. Я выставляю оценку фильму прямо в начале рецензии:

10\10.

Те из вас, кто следил за моими кинорецензиями сейчас наверняка гадают - что сподвигло меня на этот безпрецедентный шаг. Я объясню.

Дело в том, что "День, когда Земля остановилась" - это самый злободневный на сегодня фильм. Я намеренно не упоминаю о его фантастичности - на самом деле, ничего фантастичного в нем нет.

По той же причине злободневности, мне теперь понятны мотивы всех тех маститых критиков, которые поливали тоннами экскрементов новую работу Киану Ривза - колотье правды в глазах еще ни у кого не вызывало счастливой улыбки.

А теперь я пожалуй поясню всем присутствующим свою позицию, относительно всего, в фильме происходящего. Ибо без этого невозможны никакие дальнейшие комментарии.

"День, когда Земля остановилась" - это удивительно яркий пример самосатиры современной цивилизации. Я уже писал в своих предыдущих статьях о том, что современное американское общество являет собой квинтэссенцию безжизненности и разпада. Может быть, не в столь прямолинейных, и более пространных выражениях - но писал.

А теперь я получил прекрасный, точно разсчитанный, и невероятно болезненный удар под дых, который мог бы свалить меня с ног, не закались я прежде пятью сезонами сериала "Доктор Хаус". Фильм вызывает оторопь у человека мыслящего. Он на раз выбивает человека из состояния сладостного анабиоза. Разум просыпается, прекращая порождать безчисленных монстров, и предпринимает судорожные попытки осмыслить происходящее вокруг.

А вокруг, между тем, уже давно и успешно творится самый настоящий конец всего сущего. Об этом нас недвусмысленно предупреждает и внеземной гость, в симпатичном обличии Киану Ривза. Он просто и без обиняков заявляет - человеческая цивилизация убивает Землю. И он пришел, чтобы спасти ее. А человечество... Ну в общем, как это любят говорить на западе, делая сочувствующее лицо, "мне очень жаль".

Итак, что я хочу сказать по всему этому поводу? То, что абсолютно согласен с пришельцем. Но не в плане того, что людей нужно уничтожить, а в том, что Землю надо спасти. Тут стоит сделать небольшое отступление в сторону и обратить внимание на менталитет, в котором родилась идея самого этого фильма. Должен сразу сказать, я не смотрел первый вариант картины, и прекрасно понимаю, что идея не оригинальна (она сто лет в обед, как не оригинальна). Но дело не в этом, а в том, что фильм снимали американцы.

Здесь я подхожу к самому, наверное, сложному моменту всей статьи - высказать прописную истину, но так, чтоб до читателя дошел все-таки смысл сказанного. Понимаете, какое дело - фильм, на самом деле прав во всем, кроме одного - не могла бы настолько развитая иноземная культура прибыть к нам с одной лишь целью уничтожения. Убийство живого противно развитому разуму, я могу сказать это вам совершенно точно - я знаю, о чем говорю.

Поэтому, сняв настолько клишированный сценарий, американцы, возможно сами того не желая, лишь подтвердили то, о чем в фильме говорится - о том, что западной цивилизации пришел окончатлеьный и безповоротный каюк. Это тупиковая ветвь, абсолютная деградация.

В очередной раз мы видим, как президент и вицепрезидент, словно трусливые клопы, попрятались по норам, выставив отдуваться вместо себя женщину. Это разве по-мужски? А взгляните на женщину. Во-первых, это какая-то техничка-бабаманя из техникумовской раздевалки. Замашки и гардероб соответствующие. Во вторых, у нее характер прожженного губернатора штата Техас, либо же закулисного конгрессмена. То есть, абсолютное отсутствие женственности, твердолобость, напрочь отшибленное чувство благоразумия и мироощущения.

Начисто отформатированное американскими "общечеловеческими ценностями" сознание. И в этом ВСЯ главная беда запада. Они НИКОГДА не смогут прогрессировать в своем развитии, потому что неспособны принять тот простой и незатейливый факт, что они далеко не пупы земные. И что инопланетяне далеко не всегда (скажем больше, почти никогда) приходят на землю с враждебными намерениями. Я ведь уже сказал, что убийство живого существа претит высокоразвитому разуму, поэтому и враждовать нам остается лишь с самими собой... А никак не с пришельцами.

В идеале, Клаату (пришелец), мог бы и не запускать механизм разрушения цивилизации Земли. Он мог увидеть, что его нормально встретили. Он мог бы оценить гостеприимство Землян. Одарить нас новыми удивительными технологиями...

Да, если бы они его действительно встретили НОРМАЛЬНО. Но даже не дойдя шага до первого встретившегося ему после приземления существа - доктора Хелен Бенсон - Клаату получает пулю в подарок. По несчастью пуля была выпущена прямо из ствола винтовки, очевидно для того, чтобы дар быстрее нашел своего получателя. В результате, тон всех отношений землян с пришельцем задается сразу и накрепко - они его ловят, а он их тихо-мирно стирает с лица Земли.

Самым шокирующим моментом во всем фильме является диалог Хелен с ее приемным сыном (около 11 лет). От этого диалога бросает в дрожь и хочется то ли рыдать, то ли об стену биться:

Сын:
- Почему люди убегают из города? Лучше сражаться!
Мать:
- Они (инопланетяне) не воевать прилетели.
Сын:
- Ну, их все равно надо убить. На всякий случай...

В общем-то, здесь можно было бы поставить самое многозначительное многоточие из всех, припасенных у меня про запас, и позволить читателю самостоятельно, скрипя затекшими мозгами, осмысливать, в какое же дерьмо превратила наш мир гребаная западная цивилизация, если даже дети (!!!) готовы уничтожить инопланетян, но не подружиться с ними! О чем еще можно говорить, если все дошло до этой точки кипения?

Однако, стоит несколько понизить драматизм ситуации. Как я уже говорил, я стараюсь донести до читателя мысль. И сейчас будет сделан второй заход. Поймите - в фильме показана Америка. И Клаату прилетел именно в Америку. И сражается он с американским обществом.

Попробуйте представить, что произошло бы, явись он, например в Россию? Приземлился бы в сибирской тайге, в каком-нибудь болоте. Никакой армии. Никаких контактеров. Всем на него чихать с высокой колокольни. До ближайшей деревни, в которой пять домов - километров двести. Чувствуете разницу?

Если нет, то мне вас искренне жаль. А ведь ларчик открывается очень просто - случайности неслучайны. И то, что Клаату приземлился именно в Манхэттэне - тоже. Я не знаю, поймут ли меня религиозные люди (в смысле, воспримут ли следующие слова адекватно), но я полагаю, уместно будет сравнить пришествие Клаату с приходом Христа к евреям. Спаситель всегда спасает - неважно, облечены ли "погибшие овцы дома израилева" в хламиды до пят, или в джинсы с кроссовками. Спаситель всегда приходит лишь к тем, кто нуждается в спасении. А тех, кого уже не спасти, он.. отпускает.

Не могу выразиться более точно - не хватает слов. Но тот, кто ощутил суть посланного мной мыслеобраза, наверняка понял, что я хотел сказать.

Должен, признать, Ривзу везет на уникальные творения. Дело вовсе не в его отсутствующем выражении лица, и немногословности. Дело в том, что сама судьба актера, очевидно, состоит в том, чтобы стать спасителем для заблудших душ - хотя бы в фантастическом образе Нео, или Клаату, или адвоката, которого пытался искусить Дьявол... Каждый фильм с ним, это повод очень крепко задуматься. Он - это сердце идеи, которое дает идее жизнь, дает стимул к развитию, дает вырасти в философию.

И все это в совокупности дает невероятную результирующую, такую, какую, наверное не стоило бы ожидать от высокобюджетного "блокбастера". Вкупе с яркими и уместными спецэффектами, с точной, едкой, если позволите, прожигающей насквозь, режиссерской работой - мы видим перед собой во всей ее неприглядности западную цивилизацию, как она есть.

"Уничтожить, то, что не можешь контролировать" - ее главный принцип. "Взобраться выше всех, а дальше - хоть трава не расти" - ее главная мечта. Ее дети играют в компьютерные игры и смотрят боевики, с детства привыкая к мысли, что убийство - это норма жизни. Они готовы послать на переговоры с пришельцами свою заместительницу, во время их трусливо отсидеться на километровой глубине в сверхзащищенном бункере, а после с легким сердцем сослать ее с глаз долой подальше, куда-нибудь в горную шахту, где и сгноить - поскольку, слишком уж много знает.

Цивилизация, где матери не имеют общего языка с детьми, поскольку не знают о его существовании. Цивилизация, которая обожает рисовать комиксы о пришельцах, но боится любой кометы в пределах солнечной системы, которая движется не по их разсчетам. Цивилизация вакуума. Страна смертных.

--------------

Все эти мысли проносятся в голове вспышками молний - в ритме "экшена", который происходит на экране. Вот Ривз выписывает на доске формулы, даря безценные технологии земному профессору. Вот он воскрешает им же убитого патрульного - он же не виноват, что этот сценарий писали американцы, что поделать, пришлось пойти у них на поводу и совершить самый мерзкий акт деяния во Вселенной. А вот он же - объясняет маленькому сыну Уилла Смита, который просит его воскресить мертвого отца, бывшего армейского ученого, что смерть - это не конец, это только начало, но...

Американские дети не могут воспринять эту истину. Их глаза зашорены экраном компьютера, а разум пребывает в идеальном состоянии сна. Они будут убиваться из-за гибели отца, но никогда не задумаются о том, что же произошло с ним, после смерти. И будет продолжать молиться "доброму боженьке". Это тупик. Но выход все еще есть.

Как завещал гениальный режиссер Сергей Стрижак - когда вы попали в тупик, единственно верным действием является поворот на 180 градусов. То есть - возвращение туда, где было ясно. Клаату предлагает им еще один вариант - развиться. Прогрессировать. Если продолжать метафору - перепрыгнуть через стену тупика и вновь оказаться на свободе (по крайней мере, свободе выбора).

Смешно и мерзко одновременно смотреть, как завывает Хелен, умоляя Клаату позадить род людской. Вот в этом американцы все до единого похожи как капли воды - пока они твердо уверены в своем преимуществе, они будут бомбить неизвестный объект, гордо задирая квадратный подбородок, но как только становится понятно, что объект этот чихать хотел на их пушки-танкушки, они моментально разпластываются по полу, целуют космоваленки объекта и умоляют о пощаде.

Хочется процитировать слова, принадлежащие одной персонажихе фильма "Особое мнение", доктора биологии, специализирующейся на выведении нестандартных гибридов растений:
"Когда припекает настолько, что становится понятно - приходит конец, то любая, даже самая мелкая тварь неистово желает лишь одного - выжить!". Все верно, и в своем стремлении продлить безпросветную жизнь в американской трясине, эти твари готовы унижаться как угодно - вместо того, чтобы подняться с колен и обдумать свое положение, и все, ему предшествовавшее.

Все же Клаату продешевил. Его сбили с толку - такие мольбы кого хочешь проймут. Он был послан ради того, чтобы уничтожить цивилизацию - ну так и уничтожил бы. Людей стирать с лица Земли было вовсе не обязательно - без своих любимых техногенных игрушек, пелена с их глаз быстро спала бы и разум бы начал просыпаться.

А так - получилось стандартное "чуть-чуть поплакались и нас простили". Не годится так, граждане американцы. И отвечать вам (и нам и всем вообще) придется по полной программе. Уже очень скоро.

Оценка уже объявлена, а рекомендации.... Какие могут быть рекомендации для фильма с такой оценкой? Смотрите. И не говорите, что не видели!

Категория: Рецензии | Добавил: darcus (29.04.2009)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
------
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...»
------

Статистика сайта:

Яндекс цитирования

------

Кнопка сайта:

 

Поставить кнопку на свой сайт!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz Живые обои |
grand theft auto: vice city