Воскресенье, 05.05.2024, 22:35
Главная
Регистрация
Вход
Авторский проект Даркуса Нетова
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Стихи [58]
Мои стихи
Рецензии [39]
Рецензии, написанные мной, на фильмы и книги
Эссе [1]
Мои сочинения и эссе на вольные темы
Рассказы [3]
Короткие и длинные. На совершенно разные тематики. Связанные меж собой единым циклом или не связанные вовсе... Рассказы. Наброски. Очерки.
Другое [7]
Статьи [4]
Анонсы [1]
Наш опрос
Интересуетесь ли вы Русским наследием?
Всего ответов: 21
Мини-чат
Главная » Статьи » Литература » Эссе

Эссе на тему "Смысл названия романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита""

Начало 

  Я никоим образом не претендую на объективность своего мнения. И хочу лишь одного – донести до читателя свои мысли по поводу.

  Итак, каков, на самом деле  смысл названия романа Булгакова? Почему – именно «Мастер и Маргарита»?

  На мой взгляд, смысл более чем глубок, и еще более – многогранен.

 

  Мастер.

  Человек, ставший жертвой общества. Человек, вложивший душу в свой роман, единственный и законченный. Великая книга, которая, однако, была написана очень не вовремя. Альтернативный взгляд на житие Иисуса, совершенно иной взгляд на события, описанные в Библии и Евангелиях… Нет, такое не могли напечатать во времена Мастера.

  Пожалуй, эту книгу совершенно без проблем издать лишь в наши времена, когда из стен издательских домов  с равным успехом выходят как учебники по общению в сети, для особо одаренных (среди умственно-недоразвитых), так и гениальные творения, остающиеся в памяти на века. Да, книга Мастера могла бы увидеть свет позднее… Но не тогда.

  Позднее она могла бы собрать и достойную прессу, а не те жалкие, с позволения сказать «рецензии», что приходилось читать автору. Все это было следствием лишь одного – несвоевременности романа.

  Он был обречен на провал и это лишь подчеркивается  подробным описанием обстановки, в которой Мастер работал.

  Во все времена непризнанные гении творили свои великие шедевры  - в затхлых каморках, на душных чердаках или в таких вот сырых подвалах, греясь у допотопной печки и жаря картошку в углях. Порою им везет, удача улыбается им и они становятся известны. К сожалению, это был не тот случай.

 

  Мастер и Маргарита.

  Их союз крепок, настолько же, насколько случайна была их встреча. Без сомнения, это любовь, с первого взгляда и на всю жизнь. Вовсе не так приторная любовь, в которой нет ничего, кроме страсти, о нет! Это именно то чувство, что сковывает людей крепче всяких обрядов, клятв, ритуалов, словом – всей той ненужной атрибутики, что успели на придумывать люди за свою многотысячелетнюю жизнь.

  Марго действительно любит Мастера, ради она готова без сожаления бросить своего состоятельного мужа, расстаться со своей прежней беспечной жизнью и пойти за своим Мастером – в огонь, в воду, к Сатане в Ад.

  Она беззаветно предана его гению, к великому сожалению, не признанному при жизни.

  И, будь Мастер чуть посильнее волей – его ждала бы счастливая жизнь. Он опустил руки, когда издатель отверг его творение. И совершенно напрасно.  Имея за спиной столь мощную поддержку в лице Маргариты, он мог бы творить снова, снова и снова, черпая вдохновение из их совместных чувств… И, совершенно точно, написал бы еще не один гениальный роман и добился бы наконец признания. Но… не судьба.

  Судьба ему была уготована совершенно другая. И, гораздо лучшая, нежели прозябание в холодном подвале и тернистый, полный подводных камней, путь к славе.

  Своей книгой Мастер сам решил свою судьбу. Он писал, возможно, даже не подозревая о том, что пишет истину. Он не мог избрать другой темы для своей книги, и Воланд, как бы он ни «удивлялся» тематике романа, тоже это знает. Это видно не только  из  общей картины судьбы Мастера. Но видно это также и из самого потаенного, что есть у книги – из ее названия.

   «Мастер и Маргарита».

  Книга не называется «Воланд в Москве» (равно как и не называется она «Черный маг», «Сын В.», «Гастроль»…). Не называется -  «Мастер и Воланд». Она носит название «Мастер и Маргарита». Почему? Что ж, попробуем разобраться.

 

  «Сын В.»

  Мастер – это творец. Это гений, который создал своего героя таким, каким он и был на самом деле. Это – свободный художник, пишущий маслом на холсте человеческого мировосприятия. Он – тот, кто еще ни разучился желать и кому есть, куда стремиться.

А Маргарита – это та, единственная из миллиардов, женщина, без которой не может быть истинного творца. Она – муза Мастера, без нее – не было бы и его.

  А кто такой Воланд? Великий Князь Тьмы, сам Сатана, посетивший бренную Землю… Чего ради, спрашивается? Чтобы увидеть своими глазами, изменились ли люди, жители Москвы? Полноте.

  Начать хотя бы с того, что люди, еще со времен каменных топоров неизменны. В чем он самолично и убедился в очередной раз.

  К тому же, полагаю я несильно погрешу против истины, если скажу, что Воланду глубоко наплевать, и на людей, и на Москву, и на весь этот чертов мир. Так зачем, зачем же он  явился на Землю, оставив свой мрачный трон в Царстве Теней?

  Ответ прост. Ему не наплевать на Мастера.

 

«Черный маг»

  Именно ради Мастера затевается этот бал, грандиознейшее сборище теней прошлого. Ради того, чтобы проверить, достойна ли Марго той чести, которую ей хотят оказать. Для того, чтобы проверить, достойна ли эта женщина своего возлюбленного, Мастера.

  Что ж. Она действительно оказалась достойна и того, и другого.

  Мастер извлекается из сумасшедшего дома, куда сам себя добровольно заточил. Он не желает более ничего в этой жизни, огонь его гения почти угас. Но Воланд будит его вновь.

  И вот тут встает очень интересный вопрос, который многие читатели данного эссе уже наверняка задали себе и автору. Зачем Воланду все это? Чем заслужил  Мастер внимание столь Высокой Персоны? Чем он выделяется среди сотен тысяч таких же писателей?

  Полагаю, в точности ответить на этот вопрос мог бы лишь сам Воланд. А нам остается, лишь скромно разведя руками,  подтвердить, что нечто такое в Мастере было.

  Искра гения, талант, ум – называйте, как хотите, по сути, это не важно.  Гораздо важнее другое – впервые за многие тясячелетия свершилось невероятное. Сам Великий Диавол поставил рядом с собой человека. Гения, не разучившегося мечтать и желать. Человека, которому завидует.

 

«Князь Тьмы».

   Да, на мой взгляд, это именно зависть. Белая зависть Князя Тьмы, бога сумеречного мира, чьи желания исполняются в момент их возникновения, которому безразличны глупые и нелепые люди с их муравьиным копошением. Он завидует, ибо давно уже разучился ставить перед собой цели, все его существование – это бездумная, поная и безраздельная власть. Власть, настолько ему надоевшая, что он охотно ею делится – со своей свитой, со случайно подвернувшимися людьми.

  Единственный, кому он не дает никакой толики своей силы – это сам Мастер. И это показательно.

  Ибо Мастер сильнее, намного сильнее Воланда. Он не просит Силы, ибо она ему не требуется. У него есть своя, упорно отрицаемая и не используемая и… во много раз превосходящая силы Воланда. И Сатана признает это.

  Потому что явился он на Землю именно за Мастером. Ни зачем больше. И покой ему решил подарить сам. Не прими он такого решения – никакой Левий Матвей его не упросил бы.

  И Воланд действительно делает то, ради чего пришел.

  «Ваш роман прочитан», говорит он Мастеру. И как истинный «черный маг» говорит правду… Но не всю. Он не говорит, кем именно прочитана книга. При поверхностном чтении кажется, что ответ очевиден – разумеется тем, кто играет одну из ключевых ролей в самом романе. Иешуа Га-Ноцри. Иисус Христос. Именно его посланником был Левий.   

  Однако, что мешает нам предположить, что прочесть роман не отказался и сам Воланд? 

  Более того. Предположить это следует, ибо все его поведение говорит о том, что роман им изучен от корки до корки (вспомнить хотя бы главу, пересказанную Воландом Берлиозу и Бездомному на Патриарших, слово в слово).

  Именно эта роковая книга послужила причиной того, что на писателя обратил внимание сам Сатана. Именно из за нее он поднялся из глубин Ада на землю, дабы предложить Мастеру равенство… И покой.

  Именно эта книга дала Мастеру, ту силу, о которой я уже упоминал. Тот билет в мир теней, единственным властителем которого является Воланд. И Воланд понимает это. И преклоняет главу перед ним.

  Великий Гений, сотворивший Великое Произведение – теперь свободен. Он обрел счастье, вдали от мирской суеты, так же, как и его герой, прошедший с ним сквозь все испытания.

 

Конец.

  Я считаю название  романа не просто символичным и безусловно правильным. Но и единственно верным. Ибо, не будь Мастера, который на самом деле, разумеется, является центральной фигурой книги, не было бы вообще ничего.

  Все поступки Воланда и его свиты лишились бы смысла и выглядели бы глупо и мелочно, не связуй их меж собой одна, конечная цель.

  А не будь Маргариты… Не было бы Мастера. Они ничто друг без друга и в этом и есть – самый сокровенный и самый правильный смысл названия романа Булгакова.

  Два человека, мужчина и женщина, один из которых – Творец, а второй – его Муза, во все времена они могли играючи перевернуть мир вверх ногами и оставить его в таком состоянии. Обычно это происходит словно бы походя, пока эти двое занимаются друг другом и своими насущными проблемами. А потом они уходят - до тех пор, пока вновь не потребуется их вмешательство.

  Именно это мы и можем наблюдать на протяжении всей книги.

 

***

 

  Мастер, этот таинственный и живой образ непризнанного и всеми отвергнутого гения, ставший противовесом слепому могуществу Воланда… Это напутствие.

  Напутствие всем авторам, которые будут после него. Это пример, на который стоит равняться, как бы банально это ни звучало.

  Хотя… Рукописи, пожалуй, жечь все же не стоит. Все равно это не поможет. Ибо  - «рукописи не горят!».

Категория: Эссе | Добавил: darcus (08.09.2007) | Автор: Даркус
Просмотров: 3678 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/15 |
Всего комментариев: 1
1 darcus  
0
Уважаемый Руловецхатер! Я очень рад, что целый чат имени Великих Научно-Республиканских деятелей северо-корейской монархической республики СашЫ и МашЫ предлагает мне обмен кнопками... вы даже не представляете, какая это честь для меня! По правде сказать, это даже слишком большая честь - держать у себя Ту Самую Кнопку, это такая ответственность, что я, к моему глубочайшему сожалению, не могу принять ваше предложение. К тому же существует ряд определенных чисто бытовых проблем, в результате которых Ваша Кнопка у меня может отсыреть, запылиться и ненароком утратить жизнеспособность.
Ну а что касается моей скромненькой кнопки, которая незаметно и очень стеснительно ютится где-то под кроватью, то я думаю, вас и вовсе не заинтересует обладание ею... Так что как видите, наше сотрудничество будет абсолютно не взаимовыгодным.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
------
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...»
------

Статистика сайта:

Яндекс цитирования

------

Кнопка сайта:

 

Поставить кнопку на свой сайт!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz Живые обои |
grand theft auto: vice city