Понедельник, 29.04.2024, 14:41
Главная
Регистрация
Вход
Авторский проект Даркуса Нетова
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Стихи [58]
Мои стихи
Рецензии [39]
Рецензии, написанные мной, на фильмы и книги
Эссе [1]
Мои сочинения и эссе на вольные темы
Рассказы [3]
Короткие и длинные. На совершенно разные тематики. Связанные меж собой единым циклом или не связанные вовсе... Рассказы. Наброски. Очерки.
Другое [7]
Статьи [4]
Анонсы [1]
Наш опрос
Интересуетесь ли вы Русским наследием?
Всего ответов: 21
Мини-чат
Главная » Статьи » Литература » Рецензии

Чарли и Шоколадная фабрика: Контраст гротесков
Чарли и Шоколадная фабрика. Контраст гротесков.


 Вилли Вонка - гений от кондитерства. Его потрясающие сладости славятся по всему миру, он - настоящая легенда. Причем живая. Правда, весьма скромная - самого Вонку никто не видел уже давным давно. Владелец гигантской шоколадной фабрики скрывается на собственной рабочем месте  долгие годы, обидевшись на вероломных рабочих, кравших его рецепты и бездарно их разбазаривавших...

 Но однажды на фонарных столбах появились странные объявления. Вилли Вонка объявляет беспрецендентную акцию! Пятеро счастливчиков-детей, которым удастся найти в море шоколадных плиток от Вонка Золотой Билет - получат уникальную возможность попасть в святая святых Вилли Вонка. В его великолепную Шоколадную Фабрику. А один из них в итоге получит даже приз - такой, о каком не смел и мечтать...

 Всего претендентов на путешествие по величественному оплоту передовой мысли современного кондитерства подбирается пятеро - ровно по числу Золотых Билетов.
  Один из них - настоящий обжора, неспособный ни на миг замедлить движение своих челюстей, ежесекундно что то пережевывающих - преимущественно, шоколад.
  Вторая - неимоверно жадная, высокомерная девчонка, привыкшая за свою коротенькую жизнь к простому факту - любое ее слово облекается в дело  ее отцом- пусть не мгновенно, но непременно.
  Третья - худющая малолетняя особа, с настолько раздутым эго, что его хватило бы на десятерых настоящих мировых чемпионов, и еще примерно столько же осталось. Непонятно, как она вообще умудрялась стать чемпионом хоть чего-то, с ее потрясающей надменностью.
  Четвертый - юный вундеркинд, способный извлечь корень из бесконечности и досчитать до нее же. Дважды.
  Ну и наконец пятый - самый нормальный и неиспорченный изо всех пятерых. Маленький Чарли Бакет, из очень бедной семьи, живущий в покосившейся лачуге.
  Так все начинается...



Шоколадный Инженер

    Все время, отданное на первую четверть картины лицо Вилли Вонка остается в тени. Точнее, не в тени - это было бы слишком пафосно для такого воздушного и фантасмагоричного фильма. Просто его не показывают, обходясь либо задними, либо сторонними планами. И это правильно. Именно благодаря этому тонкому и умному ходу Тима Бертона  зрительское внимание сосредотачивается не на центральном персонаже картины, великолепном и невозможном повелителе Всея Сладостей. А на второстепенных, но так гениально прорисованных персонажах. Родители пятерых маленьких претендентов на Главную Большую Шоколадку достойны не просто упоминания или похвалы (не за их поведение , а за то, с каким мастерством они нарисованы), они достойны отдельной рецензии. Но мы все же ограничимся небольшим абзацем. Ибо настолько великолепного гротеска мне не приходилось видеть давным давно... Пожалуй ровно в тех самых пор, когда я впервые посмотрел "Пиратов Карибского моря". Те, к сожалению (или же к счастью??) были плодом творений Гора Вербински, а не невозможного Тима Бертона,  зато там очень лихо зажигал все тот же бесподобный Джонни Депп. Впрочем, вернемся к нашим Гейтсам.
  Что же касается Нашего гениального Тима, который Бертон - тут судите сами. Из всех его фильмов, которые я посмотрел, я не могу назвать ни единого - который был бы снят плохо. Вообще не могу придраться ни к одному. Ни к готичному "Трупу невесты", ни к мистической "Сонной лощине", ни к, по-настоящему фантастичному "Бэтмэн возвращается"... "Эдвард Руки-ножницы", "Эд Вуд", "Демон-парикмахер Суини Тодд" - все это хиты, главную (или одну из главных) роль в которых непременно играет без сомнения любимый актер этого гения от мира фантастики и мистики - Джонни Депп (единственное исключение - Бэтмен, но там и без него было кому зажигать... Двое сумасшедших на одной съемочной площадке это слишком, так что дуэт Керри и Деппа вполне мог бы разнести все к чертям).
  И история об эксцентричном повелителе шоколадной Фабрии и маленьком мальчике, которому открылся мир настоящих чудес - из их числа.
  Так вот, я как всегда отклонился от собственной линии повествования, совершая глубокий земной (и даже, наверное, подземный) поклон в адрес этих, без сомнения гениальных людей, а место то под рецензию уходит и время автора тоже, так что - продолжим!
  О чем я там говорил? Ах да! Родители! Более гениальных образов нельзя было нарисовать, по моему скромному мнению.



  Толстенная свиноподобная мать обжоры, чопорный бизнесмен, привыкший брать все деньгами и связями - отец прихотливой "хочухи". Помешанная на фразе "соберись, и думай о победе" поборница здорового образа жизни и обладательница совершенно безумного взгляда (я это не опишу. Это видеть надо. Такое не забывается, но и не пересказывается никакими словами) мать "чемпионки". И наконец весьма усталый типичный американский бухгатер (правда образ получился какой то не слишком внятный, непонятно что показать хотели - безмерную усталость собственным чадом что ли?), отец гения-вундеркинда. При единственном взгляде на них начинает выворачивать на изнанку - от омерзения. Здесь собрано поппури из самых явно прорисованных людских пороков за всю историю кинематографа. И ни в одном другом фильме это не смотрелось бы нагляднее.
  И разумеется, нельзя было придумать более объемного образа для героя, им противопоставленного. Хозяин гигантской автоматизи... Нет это слово отдает бездушными роботами и машинным маслом. Лучше так - гигантской, живущей своей собственной внутренней жизнью фабрики.
  Вилли Вонка.



О красоте

  С первых же минут его потрясающий образ затягивает в себя, не оставляя равнодушным никого - это попростку невозможно. Высокий таинственный человек в длинном пальто, с тростью, покрытой затейливой резьбой, в бесподобном цилиндре и широких очках - что может быть более импозантным и подходящим для хозяина этого величественного места? Его вечные ужимки и финты, за которые все в общем то и любят Деппа - прекрасное дополнение к образу. Но главное все же не в том. А в том, что именно Джонни Депп, так удачно вжившийся в образ мистера Вонка является идеальной и главной необходимой составной частью для этой потрясающей Шоколадной фабрики. Без него все моментално придет в упадок, он - и главный рычаг и самая ответственная шестеренка и незаменимая кнопка и жизненно необходимая ось, на которой все держится. Они друг без друга просто не смогут - и это отлично чувствуется.
  Помнится, пару тройку месяцев назад мне довелось увидеть достаточно неплохую картину "Mr. Magorium's Wonder Empire" (вышедшую в нашем прокате под названием "Лавка Чудес") с Натали Портман в одной из главных ролей (которая там, между прочим, смотрелась довольно скудно). И был в том фильме эпизод, во время которого эта самая лавка просто пришла в упадок. Все потухло, померкло, все игрушки выцвели  и погасли - просто из-за того, что эту лавку покинул ее единственный и бессменный на протяжении столетий Хозяин - Мистер Магориум.
  Так вот, то же самое может случиться и с этой самой Шоколадной Фабрикой, хозяином которой является Вилли Вонка - она просто развалится, в считанные минуты, если его оттуда убрать. Вы спросите к чему я обо всем этом так долго разглагольствую? Очень просто. Дело в том, что все эти мои речи - если и не высший комплимент фильму, но очень очень близко к этой планке подобравшийся комплимент.
  Это просто волшебно - наблюдать за манипуляциями Вилли, во время его пребывания на Фабрике. Со стороны кажется, что он ведет себя крайне вальяжно, небрежно и вообще наплевательски. И лишь потом, когда проходит некое время, ты наконец осознаешь - он настолько осторожен, насколько это вообще в силах человекоподобного существа. Он разве что пылинки не сдувает со своего детища и это настолько трогательно, что хочется за одну единственную деталь выставить десять баллов и со спокойной душой начать смотреть фильм по новой. Просто ради эстетического удовольствия.
  А оно здесь есть и какое! Знаете, еще во время просмотра фильма, меня посетила одна очень правильная мысль, которую я и хочу сейчас вам преподнести в качестве еще одного, почти высшего комплимента фильму.
  У Бертона получилось не просто нарисовать волшебную историю с таинственным и немного печальным Вилли Вонка. И не просто Гигантскую Непостижимую фабрику, жизнь на которой происходит сама по себе, так что в нее не приходится вмешиваться даже самому Хозяину.
  Ему посчастливилось нащупать ту самую тончайшую, буквально мифическую грань, на которой и рождаются подлинные шедевры. В фильме нет волшебства, как такового, явного и неприкрытого - это превратило бы его в слащавую детскую сказочку.  Нет в нем и рутинной, серой машинерии, которая непременно присутствует на всех ОБЫКНОВЕННЫХ фабриках. Зато в нем есть весьма забавные человечки - работники Вилли. Хотя для того, чтобы осознать всю их недетскую забавность надо быть далеко не ребенком...
  Все это в итоге и создает незабываемую атмосферу. На грани волшебства и тайны нередко рождается потрясающая, поистине чудесная фантасмагория - которая в огромной количестве присутствует в этой без малого великой картине.
  Это ощущается буквально в каждой детали показанного зрителю - сладкая трава и шоколадный водопад, да-да, тот самый, который взбивает шоколад делает его легким и воздушным... Кстати, вы знаете, что ни на одной другой фабрике мира не используют для взбивания шоколада - водопад?... Ручные белки, яляющиеся экспертами по орехам, и море разнообразных съедобных вкусностей, изобретенные лично самим Вилли Вонка.
  Просторные залы, яркие краски, необыкновенно точно и  удачно подогнанные мелочи. Из всего этого в итоге собирается картина настолько величественная, и в то же время отстраненная - как раз впору самому Вилли Вонка, который провожает каждого ребенка, выбывшего из игры совершенно равнодушным взглядом - что невольно хочется задержать дыхание. Чтобы невольно не сдунуть хрупкую и невесомую паутину прекрасного...




"А где остальные дети?"

  Да, да, именно таким вопросом внезапно "проснувшийся" Вонка открывает новую страницу в этой истории. Осмеянные и наказанные олицетворения человеческих пороков убраны со сцены, настало время главного - up and out. (Обязательно посмотрите фильм, а то не поймете посыла.... Смотревшие - пересмотрите, если забыли).
  В общем-то, тут можно было бы и заканчивать эту историю, ибо сильно уж спойлить не хотелось бы, мало ли вдруг еще найдется человек, который мог не посмотреть этот великий фильм (я то уже привык, что все шедевры до меня доползают, спустя пару столетий. Однако пожалуй, есть еще кое-что, над чем хотелось бы повздыхать. А именно - глубинный смысл.
  Я не зря поставил в подзаголовок ту самую эпохальную фразу Вонка. Он на самом деле не заметил, что кто-то пропал. Какие-такие дети? Да не было никаких детей. Были маленькие избалованные настолько, что выше только Эверест человеческие существа. Самомнение которых способно было бы разрушить не только их жизнь, но и жизни многих других.
  А Вонка отнюдь не был бы самим собой, если бы помимо кондитера-кудесника в нем не умещалась бы еще пара десятков других сущностей. К примеру - личность, способная в единый момент оценить стоящего перед ней - и мгновенно забыть о нем, ибо тот не стоит даже времени, занимаемого им у других. Он ничто, пустое место, и даже хуже - недостойный. А потом Вонка попросту пускает все на самотек - и отстраненно наблюдает, за тем, как происходит Справедливость. Каждый из детей-пороков получает в итоге по заслугам, но - остается жив, ибо это же все таки детская сказка. Ах да, кстати - насчет этого вкусного и сладкого волшебного слова - сказка.
  У Бертона вообще есть привычка облекать любую хоть немного сказочную историю в очень и очень своеобразную атмосферу. Именно, что - атмосферу сказки. Когда на крышу дома неторопливо опускаются хлопья снега, когда шоколадные плитки величаво парят в воздухе на подносах, опускаясь на конвейер при помощи маленьких паращутиков, когда перед глазами предстает непрерывная иллюминация фейерверков и прозрачный лифт Вилли Вонка несется со страшной, но захватывающей скоростью прямо сквозь нутро его огромной фабрики - ты понимаешь, что, черт, возьми, этому нехорошему дяде по имени Тим снова удалось сделать нам красиво. Да так, что остается лишь хлопать глазами, судорожно вдыхая воздух.
  А история меж тем вершится, и Вонка чуть склонив голову набок вспоминает эпизоды из своей далекой юности. Строгий отец-дантист с лицом породистого оксфордского профессора. Собственный эпохальный поступок - первая съеденная конфета... Безусловно, все это настолько отпечаталось в нем, что даже явно приукрашенная  и черезчур выпуклая неспособность произнести слово "родители" - является не излишеством, а весьма убедительной иллюстрацией. Ибо во-первых, не забывайте, что мы тут говорим о фильме, на котором небрежно прилеплена этикетка детского кино, а во-вторых, и это намного более важно - сама внутренняя фантасмагория фильма к этому как нельзя лучше располагает.
  Из гротесков, между тем, здесь слеплено все. Фильм вообще больше похож не на сказку, а на диснеевский мультик - своей безбашенностью и стилистичностью - совершенно бесподобной. Разве что в нем нет приторности и сладости диснея... Сладости здесь и своей хватает без этого.   
  В то же время, именно гротески являются краеугольным камнем здешней атмосферы, это просто те подпорки, та самая основа, на которой и было взгромождено это величественное здание печальной усмешки и равнодушной улыбки.
 Напоследок хочется еще сказать об одной сцене, наиболее погрузившей меня в размышление. Дело в том, что я наверно оцень занудный человек. Во время просмотра фильма "Константин" я отнюдь не ликовал, наблюдая за тем, как Джон Константин поливает нечисть из креста-пулемета золотыми пулями. Я думал о том, что будет, если ему этих пуль не хватит... и по настоящему волновался, за то хватит ли их. Думаю, мало кому в голову приходила именно эта мысль во время просмотра данного эпизода.
  Точно такой же казус произошел с моим вниманием и здесь.
  Когда Вилли Вонка вместе с мальчиком и его дедом приземлились прямехонько на пол жалкой лачуги, где жили Бакеты, проломив при том крышу, я думал не о стильности, с которой Бертон запретил Деппу входить в дверь. А о том, что теперь, в прямом смысле слова, на голову этому семейству свалилась еще одна беда, вместо долгожданного счастья. Надо сказать, что я понял только потом - на самом деле это такой экзамен, устроенный Бертоном лично для себя любимого.  Сумеет ли зритель оценить? И сумел ли он сделать так, чтобы зритель оценил? С одной стороны - семейство Бакетов, дружное и неунывающее, которое вполне способно пережить такую, казалось бы, мелочь, как проломленная крыша. С другой стороны - их бедность, практически нищета,  в которой они пребывают, так что даже такая мелочь, как дыра в крыше может доставить им немало неприятностей. Ну а с третьей - этот непостижимый Вонка, король сладостей и магистр шоколадных наук, который так легко и непринужденно разрушил хрупкую семейную идиллию...
  Это безусловно весьма сложный психологический пассаж, который очень и очень умело скрыт от посторонних глаз, так что понять его , вытащить из под груды мелодраматики и стилистики сумеют лишь самые настырные. И я считаю, что Бертону удалось с восхитительной точностью сказать именно то, что он сказать хотел. И сдать свой экзамен, себе же самому устроенный.

1

Ну и наконец...

  Ну и разумеется, что мы имеем под самый конец. По конец мы имеем изумительную картину. В ней все настолько уравновешено и вылизано, что кажется, дохни - и конструкция уже никогда не будет такой, как прежде.
  Бесподобгный абсолютно все, начиная от самого распоследнего эпизодического продавца с магазине - и заканчивая, разумеется, самим Вонка.
  Однако, в конце, мне хотелось бы упомнить еще одного героя этой истории, совершенно незаслуженно оставшегося за каром в моей рецензии. Я гоорю о деде Чарли, том самом, который и сопровождал его в путешествии по волшебной фабрике Вилли. Мне кажется, этот старик, так потрясающе похожий на знаменитого Гэрри, из мультфильма студии "Пиксар" - "Игра Гэрри" достоин более чем упоминания. Он достоин установления на одну доску вместе с самим Вилли Вонка, а также - с Чарли, якобы главным героем этого фильма. А почему? О, все очень просто.
  Дело в том, что если Чарли Бакет является тем самым парнем, который никогда доселе не видел настоящих чудес и которому суждено стать их восторженным зрителем, а Вилли Вонка является покровителем этих самых чудес, то старик - и есть это самое чудо.
 Живое его олицетворение.  Он один способен компенсировать собой всю семью Чарли, всех его бабушек, дедушек, отца и мать. Его роскошная игра - по настоящему чудесна. А это стоит очень многого.

Оценка 11/10. А что вы хотели за самого великого Джонни Деппа?
С занесением в личный Золотой Фонд.
 
Купить "Чарли и Шоколадная фабрика"
Категория: Рецензии | Добавил: darcus (24.05.2008) | Автор: Даркус
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
------
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...»
------

Статистика сайта:

Яндекс цитирования

------

Кнопка сайта:

 

Поставить кнопку на свой сайт!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz Живые обои |
grand theft auto: vice city