Пятница, 03.05.2024, 03:46
Главная
Регистрация
Вход
Авторский проект Даркуса Нетова
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Стихи [58]
Мои стихи
Рецензии [39]
Рецензии, написанные мной, на фильмы и книги
Эссе [1]
Мои сочинения и эссе на вольные темы
Рассказы [3]
Короткие и длинные. На совершенно разные тематики. Связанные меж собой единым циклом или не связанные вовсе... Рассказы. Наброски. Очерки.
Другое [7]
Статьи [4]
Анонсы [1]
Наш опрос
Интересуетесь ли вы Русским наследием?
Всего ответов: 21
Мини-чат
Главная » Статьи » Литература » Рецензии

Флэш.Ка: Цифровая смерть

Открывая диск и запуская файл на просмотр я хотел просто как-нибудь убить скуку, найти жвачку для мозгов, которая хотя бы не отдавала пошлятиной и гнилью за 10 км. А учитывая, что под руку подвернулся блокбастер отечественного разлива, у меня была возможность еще и составить собственное мнение об этой жемчужине кинопроката... Что, надо признать, удалось.


Сермяжность and лапотность.


Первые десять минут ушли на принюхивание. Запах поначалу очень напоминал Параграф 78 с его казарменными отношениями и совершенно искренней и неподдельной, а от этого - еше более омерзительной, грубостью. Та же ругань на кухне на интимные темы, правда сама кухня тут - побольше и покрасивее...

В принципе, такие расклады стары как мир, давно уже пора бы режиссерам страны с названьем гордым "Русь" понять это. Ну не снимешь ты, хоть тресни, хороший фильм в декорациях старой советско-российской кухни. Среди потрескавшегося кафеля, отклеившихся обоев, покрытых жиром кухонных плит, заплесневелых банок с консервами и вареньями, и старых линялых халатов, с облупившимися китайскими шлепанцами.

Да, черт возьми, Бекмамбетов бесстрашно отснял в вышеописанных декорациях 2 своих "Дозора", которые только на языке режиссеров и продюссеров можно было назвать успешными... А на языке обывателя - полным уродством и домашней картонной поделкой, достойной разве что пыльной коробки в углу.

Так зачем же идти по стопам неудач? Впрочем, ладно, это все лирика.

Говорить я буду вовсе не об этом. А о том, что в Флэшке есть хорошего.


Русский бунт.


Итак, завязывается все вполне обычно в житейском плане, но весьма необычно - в плане киношном. Нет тут никаких фантастических элементов, нет ни детектива, ни триллера, ни комедии.. Есть лишь весьма скучная для балованного зрителя история о менеджерах крупной московской корпорации и их несладких буднях. Это-то и необычно.

Завязка истории весьма банальна - один московский клерк, менеджер высшего звена в результате аврала в корпорации, в которой он работает, становится обладателем маленького блестящего флэш-накопителя. На сием носителе записана единственная в мире копия части базы данных с черной бухгалтерией корпорации. Общая стоимость данных превышает $ 320 млн. И все было бы хорошо...

Если бы по возвращении домой менеджер не застал свою жену (и, по совместительству, начальницу) с некоей важной шишкой из родной компании. К слову сказать, застал в весьма досадный момент - когда "гость" уже покидал квартиру.

Ни побуйствовать как следует, ни из именной катаны пальнуть гранатой разок-другой... Единственное, чем ограничивается невезучий менеджер - это патетическое разбиение рамки с фотографией, а также - похищение той самой ценной флэшки. Иначе говоря, парня крепко клинит.

Приперевшись обратно в контору, где полуночник Котик (неподражаемый Евгений Стычкин), он же - Отец и Сын и Святой Дух всего компьютерного хозяйства корпорации, как раз заканчивал копирование чистой бухгалтерии на чистый жестак (какова символика, а!), он похищает этого самого Котика, по-дружески приставив к его виску пистолет. Зачем похищает, правда не сказал (достойная антиутопического киберпанкового триллера фраза "Чтобы ты и твои мозги им не достались!" - не в счет).

И, собственно, начинается. Все происходит настолько в пародийно-американско-раздолбайских традициях, что порой чуть ли не слеза наворачивается.

Почему в пародийных? Да потому что кино снималось в тонах реальной жизни, а ведь в России все до сих пор подсознательно живут в закосе под запад - все эти крутые корпорации, менеджеры, лизинги, консалтинги, сверкающие хромированные джипы, современные компьютерные сети... Все вроде бы серьезно и в то же время, до слез трагикомично - словно бы бесконечно-растянутая в годах фраза "А чо мы, хуже гарадских штоле??!!". То же самое относится и к этому фильму.

Это такая разудалая сага о двух преуспевающих топ-менеджерах в костюмах от Кардена и галстуках от Гуччи на дорогом джипе (так и напрашивается на язык "взятом покататься") вырываются из Москвы, оставляя позади хвост из ментов и увозя с собой в кармане баснословное состояние. При этом они беззаботно строят планы на будущее... Очень радужное будущее.

Надо признать, этот фильм просто таки штучная выделка.

Возвести офисную крысу в ранг национального символа - на это надо еще решиться, ибо настолько в русском сознании крепко укоренилась скрытая неприязнь (и еще более скрытая - тяга) к сверкающим корпоративным бастионам и их составляющим, что у многих - белозубо улыбающийся служащий в хлопковой однотонной рубашке и шелковом галстуке, с неизменной чашкой дымящегося кофе в руке - вызывает просто таки неконтроллируемое отвращение.

В общем, на такое действительно надо решиться. Но только одной решимости тут мало. Все это надо еще суметь снять... Шенгелия сумел.


Поколение байдарочников


Итак, два бравых городских до костного мозга жителя отправляются в далекое путешествие, надеясь переждать бурю, связанную с пропажей флэшки.

Наверное, именно эта наивность, добрая такая и какая-то по-русски простодушная и вытягивает весь фильм целиком.

За нами гонится вся верхушка Москвы на вертолетах? Да чихать нам на нее "как с вот этого пентхауса!".

Мы будем оттягиваться на сельских дискотеках, бить морды первым встречным, париться в бане, попутно просвещая отставных следователей прокуратуры на тему того, что такое mp3, и с чем его едят... А с утречка пойдем по реке на байдарке!

Вообще говоря, чувствуется, что именно эта байдарочная тема близка режиссеру, как-то по-особенному, недаром же он возвел ее чуть-ли не в ранг отождествления смыслу бытия.

Впрочем, с тем, что получилось лирично и радостно-печально (как, надо полагать, и задумывалось) - не поспоришь.

Тем не менее, на байдарках свет клином явно не сошелся.

Пока вся "безопасность" корпорации, с женой-начальницей подмышкой, исследует окрестности деревни, куда, по их мнению, должен был отправиться платиновый буратино с алмазной коробочкой в кармане, этот самый буратино ничуть не думает никуда бежать, а лишь ведет задушевные разговоры со старым приятелем и планирует устроить грандиозный пожар из собственного дома. Построенного, между прочим этим самым приятелем.

Учитывая, что вариантов "куда бежать" и "что делать с флэшкой" у главгероя один из одного (никуда, ничего), то конец, в принципе, явно и четко живописуется, однако, режиссеру каким-то образом удается держать зрителя в напряжении до конца фильма... И я даже знаю, каким, но об этом чуть позже.


Мелкие вещи


Сначала я поговорю, с позволения моего терпеливого читателя, который, как ни прискорбно, вынужден читать все мои лирические отступления, о том, что же такого есть в фильме, что грубо и эффективно хватает за жабры и просто держит на протяжении всего полутора часа.

Стиль. Не слишком эффектный, но точный и внимательный к мелочам. Вы знаете, скорее всего это именно тот случай, когда очень сложно сказать что же именно понравилось, но когда его смотришь повторно, то понимаешь, что понравился то - просто незаезженный, свежий подход. Нестандартное поведение героев, нетипичные диалоги. Возможно мне, как прожженому компьютерщику, особенно сильно запал в душу образ сисадмина Котика, который, черт возьми, знает свое дело! И ведет себя именно как сисадмин, а не как актер, которого посадили за комп и сказали пощелкать мышкой, пока снимают его рожу, сосредоточенно уткнувшуюся в повернутый задом к камере монитор. Котик делает круглые глаза и неподдельно заикается от возмущения, когда на его глазах происходит крэш его собственного навороченного телефона, он возмущается, против варварского обращения с CD-диском...

Именно это - живые характеры, осмысленные диалоги, чистая, от души игра - заставляет поверить в происходящее.

Примеров, извиняюсь до пса. Почти все крутится вокруг Котика (что в принципе неудивительно, ведь именно он в этом капустнике самый известный и, не побоюсь слова - талантливый). Вот он умоляет Андрея (главгерой) не отключать главный сервер компании, иначе вся база рухнет к чертям. Вот снова он - расписывает с горящими от энтузиазма глазами, деревенскому жителю все преимущества формата mp3. Он же - рассуждающий о том, как он может круто и чисто вывести деньги, данные о которых хранятся на флэшке, из оборота и перегнать на другие счета, с тем, чтобы потом рвануть с их помощью за границу...

В общем, не хватает только коммуникатора и баш.орга, по которому ностальгирующий админ лазал бы в моменты затишья. Впрочем, это был бы уже фарс.

К слову сказать, следует отметить, что Шенгелия сумел заставить героев своего фильма стать не просто менеджерами транснациональной корпорации, но и довольно, гм... маститыми профессионалами широкого профиля.

У любого нормального человека после данной фразы затуманятся глаза в попытке уловить хотя бы общий смысл сказанного. А смысл, если переводить его на общечеловеческий язык, очень простой.

Герои не ограничиваются одним лишь ношением костюмов за шестьсот долларов и причесок за триста. Они еще лихо угоняют машины, уверенно размахивают пистолетами и укладывают друг друга на лопатки, при помощи факультативно изученных приемов карате-до и пинки-после... Смешно, конечно бывает порой до чертиков, но, как ни крути, в общую атмосферу фильма неплохо вписывается, и это плюс.

А что же Андрей, спросят меня утомленные перечислением достоинств Котика, читатели? А ничего, отвечу я.

Как ни прискорбно, Андрей является одним из тех героев, на которых можно меньше всего обращать внимание. Он - яркий пример человека без цели в жизни, работающего ради денег, и не привыкшего задумываться о чем-то кроме работы и развлечений. Зато, у него есть, как это принято говорить, "своя правда". И он это пытается выразить на протяжении всего фильма. И зритель это временами даже понимает, и... Качает головой, в изумлении и неверии.


Так не бывает!!!


Именно это хочется выкрикнуть рядовому обывателю, дойдя примерно до трех четвертей картины. Да нет же, ну так действительно, просто не бывает! Похищение баснословно дорогого носителя, не ради продажи заказчику, и даже не ради собственного обогащения - просто ради мести.

Мести корпорации, заложившей души своих сотрудников, ради огромных денежным массивов, мести всему сволочному миру, в котором он и сам ощущает себя сволочью и прямо заявляет об этом своей жене (думая, что мстит ей в первую очередь)... Все это как особенно печально и трогательно в свете того обстоятельства, что вырвавшись за рамки Системы, герой вдруг осознает - да ведь это же возможно! Пойти против всех ничего не стоит, и это поначалу даже круто и повышает самооценку. Вот только это билет в один конец, потому что, если для единого человека это - подвиг, то для Системы - лишь досадная неприятность, не более, чем комар на ладони. Она стряхнет его и мгновенно забудет о его существовании.

Человеческая жизнь, намертво завязанная на технократии и продолжающаяся лишь за ее счет - никогда не одержит победы в подобной схватке. И герой, наивно бегущий от преследователей в глухомань - это всего лишь кролик, на котором проверяют набор поведенческих реакций...

Сказать честно, я бы с удовольствием пожал руку герою этого фильма. Не актеру, а именно герою (смотревшие картину "Последний герой боевика" поймут, о чем я). Потому что такого сейчас уже никто не сделает. Это просто немыслимо. Это смешно и нелепо, это даже как-то стыдно. В нашем мире расчета, благоразумия и подчинения деньгам, начальству, сыто усмехающемуся со своих заоблачных пентхаусных высот, подчинения корпоративной этике, духу и букве бездушных финансовых предприятий... В мире снисходительных улыбок и печальных констатаций "Просто ты слишком устал. Отдохни, съезди на Карибы".

В этой трясине вежливых роботов и поголовного зомбирования должно время от времени случаться то, что попросту выходит за рамки представления топ-менеджеров с золоченными "Паркерами" в карманах и смартфонами последней модели на поясе.

Должен находиться кто-то, способный просто показать всей этой синтетике выставленный средний палец и послать в пару-тройку непечатных мест... Правда, он при этом заплатит жизнью, а Система не поведет и ухом - это всего лишь мелочи, семечки, тем более - ею же самой и санкционированные. Однако, это все же показатель.


Деньги правят миром

или

Правила жизни.


Итак, вволю поотвлекавшись на лиричные вздохи по поводу жестокости окружающего мира и судьбы маленького человека, бросившего вызов этому миру, автор все-таки, с унылой физиономией вынужден констатировать одну вещь - сколь веревочке ни виться, канатом она не станет.

Так и наш главгерой, посокрушавшись о том, каких дров наломал, понимает, что лучше бы ему все-таки избавиться от опасного артефакта, на который грозные "отцы" слетаются быстрее вампиров на кровь.Он с тяжелым сердцем достает флэшку из заначки (которую оборудовал в старом полуразвалившемся храме. Тот еще символизм, надо признать...) и пытается расколотить ее ближайшим камнем.

Однако, в этот самый момент корпоративный дух капитализма показывает свои метровые зубки и говорит : "Р-р-р", довольно четко и недвусмысленно.

Самая, что ни на есть распоганая сволотизма в лице хладнокровного Котика-снайпера, он же - смотрящий за всей корпорацией в целом, выходит из тени со стволом наперевес и выпускает по тельцу нашего нац.героя два прямых попадания. А то. Наши сисадмины суровы как никто.

Правда, перед этим он еще успевает выпытать у горе-героя признание - что он, так его растак, действительно спер флэшку и притаранил ее вместе с Котиком сюда, вдаль от мегаполисов, серверов и интернета, не ради встречи с заказчиком, а чтоб поиграться. Ну взбунтовался вот человек! Хоть это и невероятно... Глупо, бессмысленно, обречено от начала и до конца! Но это случилось...

Когда Котик заканчивает ползать на животе в порыве дикого ржача, то говорит, что даже зауважал Андрея, за его наивность... Для рецензента же, подобного мне, это именно тот момент, который лучше всего оставить без комментариев.

Прокомментирую я лучше ту фразу, которая при удачном стечении обстоятельств, может стать крылатой, если уже не стала. "Поколение байдарочников уступает место поколению профессиональных менеджеров".

И хочу я по этому поводу сказать совсем немногое. А именно: когда эта самая смена поколений произойдет окончательно и бесповоротно, то воистину, миром будут править деньги. Русские бунты (те самые, бессмысленные и беспощадные) устраивать будет некому, равно как и некому будет уплывать в золотистую даль на длинной узкой лодчонке... Страшно господа. Уныло и страшно. Впрочем, это еще не конец.


Конец


Именно то напряжение, в котором так старательно удерживал благодарных зрителей талантливый режиссер так быстро разряжается в последние минуты. Рассеивается наивная, зародившаяся было надежда на хэппи-энд, на то, что герой, борющийся против всего мира за свою правду, все таки ее отстоит...

Конечно, это глупо. Но так порой хочется надеяться.

Думаю, позволено мне будет высказать мнение, что успей главгерой Андрей и его приятель, бывший следователь прокуратуры, перекинуться хоть словечком перед смертью Андрея, то вполне могла бы быть озвучена мысль примерно следующего содержания: "Не только музыка и деньги могут быть цифровыми. Цифровой может стать еще и сама смерть. Вот только, как и все прочее, от этого она не станет менее реальной".


***


Можно исписать еще много страниц и сказать много слов - будет о чем, фильм того, безусловно, стоит...

Но, как оно и было всегда, лучше самолично взять в магазине диск с цифровой копией фильма, загнать его в привод, осуществляющий чтение этих самых цифровых копий и на собственном опыте убедиться в глубине идеи данной картины. Если вы любите фильмы с нестандартной, выходящей за рамки обыденного, идеей, фильмы штучной выделки, пусть и с явным русским душком - вы не останетесь разочарованными. Фильм заставляет надолго задуматься, так что время вы проведете с пользой. А что еще требуется от хорошей картины?

В общем и целом, оцените сами. Даркус Нетов рекомендует.


ЗЫ: Оценка - 7,5. 2,5 без раздумий снято за исключительную сермяжность.

Категория: Рецензии | Добавил: darcus (07.06.2008) | Автор: Даркус
Просмотров: 400 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
------
Николай Левашов «О Сущности, Разуме и многом другом...»
------

Статистика сайта:

Яндекс цитирования

------

Кнопка сайта:

 

Поставить кнопку на свой сайт!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz Живые обои |
grand theft auto: vice city