Сразу хочу расставить все точки над известными буквами. Такое название
мною было избрано из глубоко метафоричных и философский побуждений, и
оно не имеет своей целью пошутить... Разве что в самом печальном из
смыслов. О причине, которая побудила меня присвоить
рецензии на этот замечательный и выдающийся фильм такое под-название я
расскажу попозже... А пока позвольте мне склонить голову пред гением
того, что недавно вышло на экраны и тем человеком, который воплотил это
великое творение в жизнь... "Бэтмэн. Темный Рыцарь".
Весь
мир его ждал. Пусть не с нетерпением, с каким ждали Спиди-гонщика или
того же Железного Человека... Но вокруг картины постоянно было какой то
нездоровый интерес. Это было волнение, которое трудно объяснить
нормальными понятными словами. Может быть дело в том, что Нолану в кои
то веки удалось отснять по вселенной Бэтмэна не фэнтезийную городскую
сказку, а нечто серьезное и драматичное (см. фильм "Бэтмэн: Начало")?
Хотя, лично ваш непокорный, например, с удовольствием посмотрел бы еще
одну высокотехнологичную фантастичную историю, подсвеченную неоном и
совершенно безответственно обращающуюся с реквизитом (происхождение
которого, как правило, весьма туманно). Однако, меня, как водится,
никто не спрашивает... На что мне, в свою очередь остается лишь пустить
ностальгическую слезу и подумать, что фильмы из цикла про 007 с
Броснаном тоже почему-то никто особо не любил, и тем не менее, они
стали жемчужинами этой фильмографии... Ах, как бы то ни было, но сейчас
перед нами совсем другое кино.
Другое, не только по
отношению к предыдущей Бэтмэниане, но даже и по отношению к приквелу
всей истории - "Началу". Я уж не знаю, хорошо это или плохо (хотя
наверное, все-таки, плохо, но об этом, опять же - позже), однако это
есть свершившийся факт. Если "Начало" было этакой мрачной адвенчурой с
фантастичными технологическими составляющими, а также - элементами
тоталитарной депрессии... То "Темный Рыцарь" это, очень неслабого
градуса, криминальная драма. В ней по-прежнему присутствует
тоталитарная депрессия, однако здесь она играет роль скорее второй чаши
весов. На первой величественно восседает Харви Дент в единственной
числе.
Драма здесь присутствует в каждом уголке. Режиссер
сознательно отходит от фантастики - какой бы то ни было. А, надо
сказать, что любая фантастика, это, в общем-то неплохой релаксант и
антидепрессант. Когда люди смотрят на себе подобных, их охватывает
уныние - если эти "подобные" попадают в тяжелые условия и не обладают
какими то необычными свойствами. Если же в фильме присутствует хоть
небольшой, но постоянный фантастико-элемент - то любая тяжесть
сгладится. Однако здесь все действие и действие Бэтмэна в том числе
направлено исключительно на психологическое давление. Давит постоянное
напряжение - ни секунды не проходит без тревожных вестей или подготовки
очередной опасной операции. Давят человеческие взаимоотношения героев,
повязанные на необходимости относиться друг к другу дружески перед
лицом опасности и в то же время на чувстве взаимной неприязни... Все,
как у взрослых, в общем.
И это было бы ладно... Но есть в
фильме одна маленькая деталь, которая делает его почти невыносимым
психологически - в нем слишком много Бэтмэна и слишком мало Бэйла. Он
ведь считается центральным персонажем саги (хотя на самом деле, таковым
не является), и при этом появляется в кадре очень, очень мало... И это
губительно для его образа.
Бэтмэн безлик, как и подобает
любому супергерою.У него видоизмененный голос, резкие, отточенные
движения. Его родина - ночь, его методам позавидовали бы лучшие из
ниндзя... Впрочем, в "Темном Рыцаре" мы с завидным постоянством можем
наблюдать, как VIP Летучая Мышь рассекает на бэтмобиле\бэтоцикле при
свете дня.. И это, надо признать, отнюдь не делает его эффектнее и
таинственнее. Вся атмосфера таинственности с фигуры
Бэтмена вообще смыста. Он представлен этаким гипер-технологичным
солдатом, в котором нет ничего потустороннего, который умеет точно
также, как и все люди, ошибаться в выборе и совершать поступки, которые
диктует ему сердце, а не холодный рассудок... Короче говоря - я не
сильно удивлюсь, если в следующем фильме, который точно также, будет
называться просто "Как-нибудь", без эпиграфа "Бэтмэн" - Бэтмэна и вовсе
не будет.
В общем-то, к этому все подогнано тютелька в
тютельку. Великий герой отправляется в бега, скрываясь во тьме ночи,
его кибернетическая "пещера" разрушена, верный разработчик гаджетов
уволился, любимая женщина... Впрочем, достаточно спойлеров.
Подводя черту сему пламенному выступлению, могу сказать, что без
постоянного присутствия Бэйла, в фильме как-то совсем уж скучно и
тоскливо. Зрителю не хватает его потрясающей пластики, равно как и
актерского мастерства Майкла Кейна... Забитый и затюканный Олдман также
не привносит в картину оживления... Ужасное количество ролей "десятого"
плана и чрезмерная затянутость сюжета как нельзя хуже сказывается на,
итак уже замучанном, зрительском восприятии, превращая фантастический
боевик, на который они покупали билет в ужасающую криминалистическую
рутину... И все было бы плохо.
Но. Есть одно огромное, громадное, просто гигантское НО.
Хит Леджер.
Джокер.
Последняя роль великого актера...
Я должен со стыдом признать, что не смотрел более ни единого фильма с
Леджером. Однако за одну эту роль я могу присудить ему личный Оскар и
все прочие премии, какие только существуют на этом свете - посмертно.
Его роль, его образ, который он сыграл в этом фильме настолько крепко
впечатался мне в память, что будет теперь вспоминаться и вспоминаться,
снова и снова. Настолько безупречной актерской работы, возведенной в
ранг искусства мне не приходилось видеть давным давно... Пожалуй, со
времен лучших ролей Томми Ли Джонса.
Леджер восхищает. Он
ужасает. Он заставляет смеяться и обрывает смех на пронзительной,
полной дикого ужаса ноте... Можно было бы сказать, что он прожигает
жизнь - с каждым шагом, с каждым движением, с каждым словом. Такие люди
как он появляются раз в столетие - и это хорошо... Ибо ему тесно в
рамках этого мира. Джокер бросает ему в лицо прямой вызов - умри или
убей меня... И мир стыдливо отворачивается, не в состоянии поднять руку
на этого безумца, который - о горькая ирония судьбы - на самом-то деле
намного умнее многих из живущих ныне людей... Просто ему скучно жить.
Он требует, чтобы все вокруг горело огнем, чтобы весь мир полыхал! Он
сам оборачивается этим миром, как тряпкой, и кидает себе под ноги
динамитную шашку или бутылку с "коктейлем Молотова".
Как говорил
предшественник Леджера в роли Джокера, Джек Николсон - "Уходить, так с
улыбкой!". Но если Николсоновский Джокер интеллегентненько
подхихикивал, когда творил свои безобразия (их, в сравнении с тем, что
творит Джокер Леджера, нельзя назвать иначе, как "мелкое хулиганство"),
то Леджер завывает от хохота, его выворачивает наизнанку и он
пропитывает всю эту реальность насквозь своим безумием...
Вне всякого сомнения, это самая лучшая роль в "Темном Рыцаре". То, ради
чего стоит сходить на этот фильм. Увидеть столь гениальную игру, столь
потрясающие актерские пассажи вам вряд ли еще раз посчастливится в
ближайшее время... Стоит отметить, что мне очень сильно
повезло с переводом. Учитывая, что ко мне в руки попала довольно
нестандартная копия - ДВД-Скрин, с дубляжом, захваченным с ТелеСинча...
Я в общем-то был готов к худшему. Однако, меня это не разочаровало!
Тот, кто переводил, а точнее, дублировал Джокера - огромный ему земной
поклон! Я буду хранить эту копию, даже когда разживусь ХД-копией
"Темного Рыцаря"... Ибо такие жемчужины, столь потрясающе вписывающиеся
в облик оригинального персонажа появляются нечасто.
В
заключение темы Леджера хочется пройтись по еще одному немаловажному
факту. Многие в курсе того, что фильм "Темный Рыцарь" собрал на
крупнейшем интернет-ресурсе, посвященном всем известным мировым фильмам
www.imdb.com
какое-то, просто ненормально рекордное количество голосов. В первые же
выходные после выхода фильм вознесся на вершину хит парада IMBD, где
пребывал с неделю (фантастический феномен природы), после чего
опустился на третье место (тоже весьма и весьма НЕСЛАБО). Так вот,
многие кинокритики по этому поводу долгое время спорили, пытаясь
договориться хоть до чего-то. А причина спора была проста - какого же
собственно черта фильм, который вроде бы, представляет собой не ахти
какую ценность, явил миру своим появлением такие нездоровые массовые
волнения? Решено было повсеместно писать "официальную причину" - видите
ли, всему виной "последняя роль Хита Леджера"... Не стану с этим
спорить. Она действительно всему виной. Но не просто сам факт того, что
эта роль стала последней для великого гения актерского мастерства. А
потому что роль Джокера вдруг ни с того ни с сего оказалась сыграна
взаправду. Она реально ужасает. В компании с этим типом становится
жутко. По коже бегут мурашки и ты думаешь, что было бы, если бы тебе
самому пришлось стать жертвой его безумных игр с судьбой... Все
остальные герои данного фильма не годятся Джокеру и в подметки.
Под ногами путается "Белый Рыцарь" - Харви Дент. То, что его не
оставили в качестве задела на будущее огорчает, и огорчает сильно. Как
самостоятельная личность, в этом фильме он ломается быстрее, чем
зритель успевает осознать случившееся. Ломается, потому что на одной
арене с Джокером может выстоять либо такой же псих, как он сам, либо
безликий герой - такой, как Бэтмэн. Но вот то, каким становится
Двуликий - совершенно не радует. Вспомним, ради примера, Джонса - его
Харви получился роскошным. Почти таким же безумным, как Джокер, я
думаю, что вместе они неплохо повеселились бы, если бы этим двум
персонажам пришлось бы сойтись вместе. Но тут Харви явно путается под
ногами со своим неуместным чувством мести, и это раздражает. Более
того, он не тянет ни на злодея, ни на борца за справедливость (вы уж
извините, но как вы кино ни обзывайте криминальной драмой, и как
зрителя ни прессуйте психодавкой на протяжении двух с половиной часов,
он все равно смотрит "кино о супергероях"). Короче говоря, от Дента
остается самое неприятное впечатление из возможных. А жаль.... Очень
жаль.
Крэйн, мельком появившийся в анимешке "Рыцарь
Готэма", к моему великому сожалению, тут появляется настолько же
мимолетно. В общем-то, совершенно непонятно, на кой черт его сюда
впихнули? Лучше было бы продержать в запасе до триквела, к которому он
стал бы уже достаточно могущественным, чтобы на равных сражаться с
Бэтмэном... Ну или хотя бы на пару с Двуликим - вот это была бы
парочка, почти как Джонс с Керри... Про Рэйчел Доус я вообще говорить
ничего не буду - просто потому что не о чем говорить... Пустое место.
Насчет сюжета и спецэффектов я тоже промолчу в этот раз.. Ну просто
потому что сюжета как такового здесь не присутствует, но дело в том,
что это совсем не мешает... Этот фильм является одним из тех редких
экземпляров, в которые сами для себя пишут сценарий. Ну а эффекты... Ну
да. Здорово. В общем-то они меня тут совершенно не колыхали, так что и
говорить не о чем. И... Что же у нас остается?
***
А остается только, как говорится, подбить бабки. В сухом остатке у нас
получается тяжелая психологически драма (в которой, в общем-то нет
ничего криминального). Ушедшие на задний план Бэйл с Фримэном и Кейном
натужно пытаются отработать свои гонорары, но им в общем-то
простительно такое сачкование. Второстепенные личности также совсем не
радуют. Рэйчел, Харви, комиссар Гордон... Слова, слова, слова, а на
экране - лишь блеклые тени. Не осталось того яркого индивидуализма, что
был в "Начале". Осталась лишь пресловутая "криминальная драма".
Ну и наконец... Джокер. Великолепная и потрясающая, но, к моему
великому горю, последняя роль Леджера... Знаете, я думаю, что если бы
Джокер хоть немного был знаком с компьютерами (а то он как-то обошел
эту увлекательную сторону человеческого бытия, ограничившись схождением
с ума, грабежами и убийствами), то пошутил бы напоследок о том, что его
прожиг жизни оказался успешно завершен... На максимальной скорости.
Оценка: 9\10. Беспрецедентный шаг. Я даю 5 из 9 баллов за Джокера. Весь остальной фильм меня не слишком интересует. Рекомендации:
если вы любите Бэтмэна - смотреть можно, но будьте готовы к тому, что
тут не юмора... Или он с привкусом гуталина. Если любите криминальные
драмы - смотреть тоже можно, но предъявите на входе крепкую нервную
систему или безграничный запас цинизма. Ах да, и еще будьте готовы к
тому, что сидеть в кресле вам придется все 2,5 часа. Уйти не даст
Джокер, а ерзать придется - из-за неимоверной перетянутости фильма...
Вот, собственно, и все.