Существует такое понятие, как кинематографичная компьютерная игра. Это
не просто аркада\экшен\стратегия... Это искусство. К ее созданию
привлекаются либо самородки-таланты, настоящие гении от рождения,
которые обустраивают внутреннюю атмосферу игры настолько проникновенно,
что участвуешь ты в ней (язык не поворачивается сказать - играешь) с
постоянно отпадающей челюстью. А бывает и так, что роль гения-саомродка
играют ОЧЕНЬ-БОЛЬШИЕ-ДЕНЬГИ. В этом случае захватывающих моментов на
порядок меньше, но и назвать игру стопроцентным отстоем как-то не
получается - даже тот, кто не умел чего-то от рождения может научиться
очень хорошо притворяться талантливым - особенно если долго и с
чувством грыз небезызвестную скалу науки.
Но бывают совсем
редкие экземпляры. В них талант совмещен с финансовым лоском. В них все
филигранно. Их не запускаешь - в них окунаешься, и получаешь на выходе
несколько часов чистого и незамутненного кайфа... Мировая индустрия
помнит очень мало подобных игро-шедевров, все их можно персчитать по
пальцам.
Фильм, рецензируемый ныне мог бы стать такой игрой.
При солидном бюджете и профессональной режиссуре. При грамотно
организованном управлении и обволакивающем звуковом фоне. Сама идея,
как назло, создана для гоночного симулятора на стыке жанров... Но
"Смертельная гонка" - не игра. Это фильм. И он захватывает.
Апплодисменты. Стоя в полный рост. От чистого сердца. С восхищенным
лицом и клубящимися, как дым из-под колес мыслями. "Death Race" это
настоящий шедевр. Это ода жесткости. Бескопромиссности. Ода вращающимся
раскаленным стволам машинганов, скрипу дымящихся покрышек. Это
потрясающее атмосферическое действо, которое смотришь, ловя каждый кадр
и боясь - только бы чего не напортачили... Но фильм безупречен.
В нем нет клише. Нет избитостей. Нет серых и невыразительных
персонажей. Здесь все дышит Стилем и Драйвом. А еще - этот фильм из
тех, о ком бессмысленно рассказывать. Это надо видеть.
Начинается все незамысловато. Всеобщая политическая депрессия, распад
экономики, криминогенная обстановка по всему миру. В общем, Внешний мир
из "Мортал Комбат". Ну или реальность из "Матрицы".
Простой работяга-металлург с темным гоночным прошлым внезапно
обнаруживает себя в гуще малоприятных событий. Сначала их завод
закрывают. Всех сокращают и для верности месят спецназом. Затем на жену
нашего честного работяги нападают и убивают, якобы, его собственными
руками... В общем, подстава по всем правилам. Далее
разворачивается вся основная интрига фильма - кто, зачем, чего ради...
Впрочем, чего ради, можно предугадать почти сразу - деньги, рейтинг. В
мире, который описан в начальной вставке - иных причин быть просто не
может. Как же все это, однако, напоминает один культовый фильмец, с
Арни Шварцем в мэин роли... Только не думайте, что это клевок. Напротив
- комплимент. Спойлить по сюжету не буду, чтоб совсем уж
не портить удовольствие еще не смотревшим. Пройдусь лучше по самым
крутым вкусностям.
В активе фильма - множество ярких
персонажей, шикарных типажей, замечательный режиссер и главный
селебрити - Джейсон Стэтхэм (я звал и буду его звать Стэтхэмом, даже
если с самого президентского верха постановят вдруг официальное
произношение "Стэйтэм"). Звезда многих водительских
боевиков (он на самом деле за баранкой, и в экстрим-обстановке
смотрится куда как выигрышнее, чем, например, бегающим от ментов в
медхалате с голой задницей) пришелся к роли гонщика-легенды самой
жестокой игры 21 века как влитой. Суровый взгляд, мягкие линии лица,
когда речь заходит о родных и близких, а также - впечатляющая структура
тела, иными словами качок тот еще. Но главное - то, как он сходится с
любыми актерами второго плана (любой рядом со Стэтхэмом становится
актером второго плана.. Первого плана - только он. Всегда.). Поставьте
его рядом с русским, эскимосом, негром, китайцем, евреем, да с кем
хотите... И вы получите шикарный актерский дуэт. Эх, вот не послушали
моего мудрого мнения (а также мнения всей остальной просвещенной части
земшара) авторы боевика "Хитман". Пригласили на роль сорок седьмого ни
в какие ворота не лезущего Олифанта. А вот взяли бы Стэтхэма...
Впрочем, хорош гнать пургу. У нас на операционном столе нынче "Гонка",
о ней и будет рассказ. Но знали б вы, как тяжело рассказывать о
совершенном произведении искусства... В общем-то, говорить
тут, как я уже говорил (пардон, каламбур) особо не о чем. Лучше взять
рип и получить полтора часа чистого удовольствия. Но есть те, кто
сомневается... Я тоже был в их числе. Слишком уж простое название у
фильма, слишком много вышло всякого дерьма до "Смертельной гонки", да и
"Адреналин" в свое время как-то не порадовал своей мразностью... Кроме
того, "Death Race" как-то совершенно был лишен маркетинговой компании.
Его никто не ждал, никто не сходил по нему с ума. А он пришел и...
уложил всех одной меткой очередью. Браво, что и говорить.
Еще
с первых секунд, с самых первых кадров, что-то подсказало мне, что вот
конкретно это - будет мне интересно. Возможно сработал условный рефлекс
- точно таким же образом обошелся с логотипом "Юниверсала" давным давно
- "Двойной Форсаж". Добавила свой кусок интриги совершенно небанальная
вставка-интро и живой эмоциональный закадровый голос, явно не
приналежащий солдафону или профессиональному лектору...
Знаете, вот если б "Спиди-гонщик" начинался с такого-же драйва, как
"Death Race", я бы просто сходил по нему с ума. Вот здесь мы
действительно попадаем с места в карьер - нас буквально выбрасывают в
кабину к легендарному гонщику по имени "Франкенштейн". Мы видим
ключевой момент, во время которого происходит то, что повлекло за собой
все остальные сюжетные сплетения фильма... И это как нельзя лучше
подготавливает сознание к тому, что мы видим впоследствии. А видим мы
стопроцентное, чистопородное мясо. Мочилово, рубилово, пальба,
скорость, смерть, взрывы... Добавить свой вариант ключевого слова в облако тегов =)
Однако, подано все это незамысловатое действие с таким безупречным
вкусом, что проникаешься истинным уважаением к Полу Андерсону, который,
собственно, всю эту красоту и создал.
Не стоит, однако,
думать, что кроме тупого мяса в "Гонке" больше ничего нет. Есть и еще
как! Во-первых, актерское мастерство. Его тут навалом. Не учитывая
самого Стэтхэма, который к слову сказать является движущей силой и
стержнем, на который аккуратненько нанизан весь фильм, выкладываются на
полную: Джоан Аллен, которая блистательно отыгрывает стервозную и
сволочную фанатичку-начальницу тюрьмы, Hennessey; Йен МакШейн, в чьем
исполнении мы можем наблюдать шикарного, выразительного и слегка
ироничного "Тренера", а также Тайриз Гибсон, однажды уже блиставший на
экранах в виде напарника блондинистого агента ФБР Брайана (уже
упоминавшийся выше фильм "Двойной Форсаж"). Так что ему явно не в
диковинку крутить педали и давить на руль... Тьфу ты, о чем это я? Ах
да! Вы не поверите, но даже мясо может быть зажигательным.
Как? Да очень просто. И даже почти совсем без зажигательной смеси =)
Волшебное слово - интрига, и зритель прикован к экрану на протяжении
всей картины. Только интрига должна быть умелой, а еще - о,
потрясающий, гениальный ход! - вместе с вами в эту интригу должны быть
вовлечены еще несколько ключевых персонажей фильма. Дух коллективизма -
шикарное средство для управления настроем, можете поверить.
Так и тут. В, казалось бы, совершенно герметичных условиях, когда
повсюду автоматчики и камеры - за спиной Самой Начальницы Тюрьмы
процветают междоусобицы, заговоры, интриги, расследования... Что
незамедлительно сказывается на раскрутке сюжета и вообще,
взаимоотношениях героев.
Думаю, пару слов стоит сказать про
ассоциативность. Разумеется, первое что приходит в голову в самом
начале фильма - да это же новый "бегущий Человек"! И да и нет.
Безусловно, что-то позаимствовано из культового гладиаторского боевика.
Но ведь сама идея - не нова еще со времен Колизея. Другое дело, как это
подано! Учитывая технологичность эффектов и талантливость режиссера -
фильм смотрится на порядок выше сталкеровской саги с Арнольдом, нашим,
Шварцнеггером. А учитывая, что "Человека" тут скрестили в определенной
степени с "Форсажем"... На него ассоциации тоже выводят в самом начале
фильма, и насколько мы понимаем, далеко не случайно. В "Гонке" всего
понемногу. Чуть "Перевозчика", чуть "Железного человека" (я про
техно-заморочки Хеннесси с ее веб-трансляциями), чуть-чуть того,
немного этого... А на выходе мы получаем насколько суровый финт ушами,
что вспоминать о нем, и приводить его в пример - будут еще очень долго.
Отдельной похвалы стоит оформление фильма. Оно до такой
степени реалистично, до такой степени взаправдашно, что невольно
начинаешь считать себя и впрямь - одним из миллионов. Тех, кто
проплатил подключение к прямой линии трансляции с веб-камеры прямо на
капоте машины "Франкенштейна". "Взрослый" логотип "Death Race",
реалтаймовое отображение выбывания участников, элементы, активирующие
оружие и защиту... Все эти серьезные и более чем убедительнные элементы
компьютерной игрушки делают "Смертульную гонку" шикарным, захватывающим
и действительно роскошным зрелищем... Не для слабонервных.
Причем, стоит разобраться в терминологии. Когда я говорю о слабонервии
это не означает, что я причисляю сюда же людей с отсутствующим запасом
цинизма. Тем ниже пояса в фильме почти совсем нет... А то, что есть -
это так мелкое хулиганство. И, знали б вы, как меня это порадовало! Вот
вам четсное слово, так уже утомил бесконечный стрим-поток пошлятины с
экранов! Однако тем, у кого вызывает обморок хруст шейных
позвонков или литры крови, проливаемые практически прямо перед камерой
- вот этим людям лучше от фильма воздержаться, я настоятельно это
рекомендую.
Ну и под конец - малююююсенькая ложечка дегтя. Чтоб объяснить финальную оценку.
Дело в том, что фильм, являясь безусловным шедевром в плане зрелищности
и атмосферности, является хроническим инвалидом в плане
последовательности. Судите сами. В самом начале картины нам подробно
объяснили, в какую помойку превратился мир. Однако же, насколько мы
видим, к прямой интернет-трансляции шоу "Смертельная гонка"
подключалось более 70 миллионов человек... Любой здравомыслящий зритель
после этого спросит - во-первых, откуда взялись эти люди, если все -
либо по тюрьмам, либо вкалывают, не поднимая головы? Во-вторых, если
есть интернет-трансляция, значит остались и интернет-провайдеры. А это
уж, извините, никоим образом не похоже на мир после глобального падения
цивилизации... Короче надо было бы преамбулу-то смягчить, надо бы...
Далее. Девушки-штурманы. Красивые куклы, не спорю. Прически от лучших
модельеров. Рваные джинсики из последних коллекций. Супер. Но мы
случаем не забыли, откуда эти девушки прибывают? А прибывают они из
женских колоний строгого режима, а там, насколько мне было всегда
известно нет ни кутюрье, ни визажистов, ни парикмахеров...
Наконец, самое обидное. То, как обошелся Тренер с Хеннесси...
Подарочек, ага. Что подарки для начальницы тюрьмы ввиду ее особой
важности не проверяют, дабы не лезть в личные дела вышестоящего чина?
Бред.. Но красиво. Очень. И за эту красоту, да складность
я, махнув рукой, прощаю фильму все его смысловые огрехи - здорово же,
черт его дери! Потрясно! Но пальчиком все же грожу, ой грожу...
В сухом остатке - ревущий, сверкающий бензиновыми разводами, оглушающий
грохотом автоматных очередей и взрывов, воняющий за километр паленой
резиной и загустевшей кровью, гоночный блокбастер. Не поворачивается
язык назвать это - просто боевиком. Фильм выверен до
молекулы, он призван принести чистое и незамутненное удовольствие.
Поэтому, смотреть его надо в качественном дубляже и с хорошим звуком.
Желательно - на широком экране. Красивая игрушка, которую никто никогда не разрабатывал... Но экранизировали так, что игрушка уже не требуется.
Этот фильм - лучшее, что могло случиться с современным кровавым жанром
развлекательных боевиков. Такого удовольствия я не получал со времен
"Терминатора 2". А это о чем то говорит...
Оценка: 8/10.
Я ведь предупреждал... Смысловые огрехи никогда не проходят бесследно.
Но это полбеды. Как и в случае с "Железным Человеком" - это
стопроцентный маст си из разряда красивых и дорогих развлечений. Никакой культурной ценности. Это не хорошо или плохо.. Это просто так есть.
Рекомендации:
Всем людям с крепкими нервами - смотреть и смотреть в обязательном
порядке. Это очень крутое месиво из харизматичных актеров, ураганного
экшена и прожигающего насквозь шестидюймовое "надгробие" кислотного
драйва. Концентрация того, что называется коротким словом "экшен". Все.